Конфискованная находка рассказала о социальном поведении овирапторных динозавров

Рис. 1. Изъятые у контрабандистов останки группы молодых овирапторных динозавров и их прорисовка. Разными цветами показаны останки трех разных особей. Изображение с сайта sci-news.com

О социальном поведении динозавров, как и других ископаемых животных, почти ничего не известно. Это и не удивительно — от животных в лучшем случае остались только кости и фрагменты мягких частей тела, и мы можем только догадываться, как могли вести себя те или иные найденные палеонтологами животные, основываясь на сравнении с современными видами. Уникальная находка, сделанная в Монголии, рассказывает о проявлениях группового поведения у юных овирапторных динозавров.

Мы привыкли думать, что большинство интересных находок вымерших животных делают палеонтологи, однако в современном мире специалисты нередко находят материал на рынках или среди предметов контрабанды, изъятых таможенниками. Многие богатые ископаемыми отложения подвергаются бесконтрольному разграблению, а уникальные отпечатки попадают на «черный рынок». Такая судьба постигла и всемирно известную Нэмэгэтинскую котловину в Монголии, на западе пустыни Гоби, где с начала 1920-х годов работают палеонтологи разных стран. По последним подсчетам, в отложениях так называемой Нэмэгэтинской свиты найдены окаменелые останки динозавров, относящихся, по меньшей мере, к 30 родам, а также их яиц и следов. В позднем мезозое в этой котловине находилось озеро, окруженное лесами.

В 2006 году сотрудники монгольской таможни изъяли очередную партию незаконно добытых палеонтологических находок при попытке вывезти их за границу и передали ее ученым. Одна из находок оказалась уникальной: в породе были заключены три скелета (два полных и один частичный) молодых ящеротазовых динозавров, относящихся к семейству овирапторид (рис. 1). Эти динозавры относятся к новому, еще не описанному виду, заслуживающему выделения в особый род. Установить их происхождение из Нэмэнгэтинской котловины удается с большой вероятностью: японским палеонтологам ранее там же (в урочище Гурлин-Цав) удалось найти частично сохранившийся скелет взрослой особи того же вида. Минералогический анализ образца подтвердил этот вывод и позволил уточнить происхождение находки — скорее всего, грабители раскапывали урочище Бугин-Цав, расположенное в той же котловине. Среди важнейших отличий найденных овирапторид от других представителей семейства — высокий костный гребень на голове и необычно короткий хвост.

Рис. 2. Овираптор на гнезде. Рисунок из статьи M. A. Norell et al., 1995. A Nesting Dinosaur

Широкую известность овирапторным динозаврам обеспечили сведения об их поведении, которые палеонтологам удалось «прочитать» при изучении скелетов (см. M. A. Norell et al., 1995. A Nesting Dinosaur). Само название эти ящеры получили из-за подозрения, что они разоряли кладки других динозавров, в частности — протоцератопсов. В результате позднейших раскопок это обвинение с овирапторид удалось снять: оказалось, что погребенные с овирапторными динозаврами яйца принадлежали не другим животным, а самим опирапторидам. По скелетам, ассоциированным с кладками, удалось описать строение гнезд овирапторид, а также установить характер заботы этих рептилий о потомстве: выяснили, что самцы овирапторид инкубировали (или, по меньшей мере, прикрывали собой) кладки, причем велика вероятность, что в одном гнезде находились яйца, отложенные несколькими самками. Такая картина характерна, например, для современных страусов нанду. Без изображения уникального достаточно полного скелета овираптора, погибшего в момент насиживания кладки и погребенного вместе со своими яйцами, не обходится ни одна современная книга, посвященная биологии динозавров. Если интерпретация находок верна, социальная система, характерная для ряда современных бескилевых птиц (полигамия и отцовская забота о кладке), могла быть унаследована ими от динозавровых предков.

Рис. 3. Отдыхающие страусята ложатся на землю, вытянув шеи, и стараются держаться вплотную друг к другу, совсем как молодые овирапторные динозавры. Фото с сайта zooborns.com

Новая находка открыла еще одну сторону социальной жизни овирапторных динозавров. Молодые динозавры погибли во время спокойного сна: они лежали, подогнув ноги и вытянув шеи, совсем как молодые страусята (рис. 3). Но на этом сходство с птенцами не заканчивается: юные ящеры отдыхали рядом, тесно прижавшись друг к другу. Степень развития скелетов молодых ящеров показывает, что они родились примерно в одно время. То есть найденная группа, по-видимому, часть еще не распавшегося выводка. Это первый доказанный случай коллективной ночевки у динозавров, показывающий, что и практику совместного ночлега птицы могли унаследовать от своих предков. Современным птицам такое поведение позволяет сохранять тепло в холодные ночи, так что новая находка — это еще и новое подтверждение теплокровности динозавров. Следует заметить, что тесно прижавшиеся друг к другу овирапториды были уже довольно крупными «птенчиками»: вес каждого из них (рассчитанный по толщине бедренных костей) составлял примерно 45 кг (примерно как у современного страуса эму). Ориентировочный возраст молодых овирапторид — от двух до пяти лет. Насколько можно судить по единственному известному скелету, взрослые представители того же вида весили около 75 кг.

Помимо сведений о поведении овирапторид, конфискованные таможенниками материалы позволяют проследить изменения представителей этого семейства в онтогенезе. Наряду с останками группы молодых ящеров, в той же партии нелегального товара оказался изолированный скелет представителя этого вида овирапторид, погибшего в более юном возрасте (на момент смерти его вес составлял примерно 33 кг). Сопоставляя имеющиеся в руках палеонтологов материалы, можно заметить, что с возрастом у представителей нового вида овирапторид хвосты становились относительно более короткими и менее гибкими. По мнению Грега Фунстона (Greg Funston) с соавторами, это позволяло им играть определенную роль в брачных демонстрациях. Уже у молодых овирапторид имелись жесткие костные гребни, прикрывавшие лоб. С возрастом их размер, в том числе относительный, увеличивался. Подобные гребни, растущие по мере взросления птицы, имеются у современных казуаров (рис. 4).

Рис. 4. Казуар с птенцом. Фото с сайта coquettepointinnisfail.blogspot.ru

Можно было бы судить о роли «шлемов» у овирапторид, сравнивая их с казуарами, однако, как это ни парадоксально, в данном случае о современных животных мы знаем немногим больше, чем об ископаемых. Считалось, что гребень обеспечивает защиту головы при передвижении птицы сквозь густые заросли, однако нынешние орнитологи склонны думать, что «шлем» служит резонатором, позволяя казуарам издавать низкочастотные звуки в брачный период, во время ритуальных танцев (D. Naish, R. Perron, 2014. Structure and function of the cassowary’s casque and its implications for cassowary history, biology and evolution). Грег Фунстон, изучавший как обсуждаемую находку, так и другие останки овирапторид, также допускает, что эти динозавры могли использовать гребни в своих брачных ритуалах. Любопытно, что овирапторные динозавры напоминали казуаров не только заметными «шлемами»: по последним данным, в их рационе, как и в диете казуаров, преобладали растительные корма (G. F. Funston et al., 2017. Oviraptorosaur anatomy, diversity and ecology in the Nemegt Basin).

Рис. 5. Костные фрагменты и реконструкция скелета еще не описанного вида овирапторных динозавров из Нэмэгэтинской котловины. Рисунок с сайта archaeologynewsnetwork.blogspot.ru

Сведения, опубликованные палеонтологами о новой находке, пока что в значительной степени конспективные и предварительные. Теперь надо ждать выхода подробной статьи, где новый вид динозавров, наконец, получит официальное научное название. По мнению Грега Фунстона, уникальность находки позволит обратить внимание не только на поведение давно исчезнувших животных, но и на проблему разграбления палеонтологических месторождений.